Таравих когда читать. Таравих-намаз

Называется таравихом и выполняется после ночной молитвы, перед намазом витр . Молитва таравих совершается как индивидуально, так и коллективно.

Этимология

Слово «таравих» - множественное число от арабского слова «тарвиха», что в переводе на русский язык означает «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых её четырёх ракаатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама .

Количество ракаатов

Во времена пророка Мухаммеда таравих совершался из 8 и 20 ракаатов, однако таравих состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом Умаром с согласия сахабов . Согласно мнению 4 суннитских мазхабов молитва таравих совершается в 20 ракаатов (10 молитв по 2 ракаата).

Время исполнения молитвы

Молитва таравих совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан после ночной молитвы и заканчивается перед намазом витр. По ханафитскому мазхабу возмещение пропущенной молитвы таравих недействительно.

Молитвы между таравихами

Шафиитский мазхаб

В шафиитском мазхабе между таравихами принято читать следующие молитвы:

  • Арабский текст: لا حول ولا قوة الا بالله اللهم صل علي محمد وعلي آل محمد وسلم اللهم انا نسالك الجنة فنعوذ بك من النار
Транскрипция: «Ла хауля ва ля къуввата илля биллаh. Аллаhумма салли ’аля Мухаммадин ва ’аля aали Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас’алукаль джанната ва на’узубика мина-н-нар». Перевод:
  • Арабский текст: سبحان الله والحمد لله ولا اله الا الله والله أكبر سبحان الله عدد خلقه ورضاء نفسه وزنة عرشه ومداد كلماته
Транскрипция: «Субхана ллаhи валь-хамду лиллаhи ва ля илаhа илла ллаhу ва ллаhу Акбар. Субхана ллаhи ’адада халкъиhи ва ризаа нафсиhи ва зината ’арщихи ва мидада калимати». Перевод:
  • Арабский текст: سبحان الملك القدوس سبحان الملك القدوس سبحان الله الملك القدوس سبوح قدوس رب الملائكة والروح سبحان من تعزز بالقدرة والبقاء وقهر العباد بالموت والفناء سبحان ربك رب العزة عما يصفون وسلام علي المرسلين والحمد لله رب العالمين
Транскрипция: «Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза). Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та’аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал ’ибада биль-маути валь-фана’. Субхана раббика раббиль ’иззати ’амма йасифун ва салямун ’аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил ’алямин». Перевод:

Ханафитский мазхаб

В ханафитском мазхабе между таравихами принято читать следующие молитвы:

  • Арабский текст:
Транскрипция: «Субхаана зиль-мульки валь-малякуут. Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут. Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут. Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух. Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар…» Перевод: «Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада…»

Хадисы о таравихе

"Кто исполнит намаз-таравих в 1-ю ночь, тот очистится от грехов, подобно новорожденному. Если исполнит его и во 2-ю ночь - грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане. Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: «Ты возобновляй свои деяния, Аллах простил все твои ранее совершенные грехи!». Если и в 4-ю ночь - ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инджиль , Забур и Коран . Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке , в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме . Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению тавафа в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллаха о прощении грехов этого человека. Если и в 7-ю ночь - он подобен человеку, который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тот выступил против Фиравна и Хамана. Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему). Если и в 9-ю ночь - ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха. Если и в 10-ю ночь - Аллах даст ему все благое этого и Того мира. Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, подобно ребёнку, покидающему утробу матери (безгрешным). Если и в 12-ю ночь - он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом. Если и в 13-ю ночь - он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня. Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахом от допроса. Если и в 15-ю ночь - его будут благословлять ангелы , в том числе носители Арша и Курса. Если и в 16-ю ночь - Аллах убережет его от Ада и одарит его Раем. Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам . Если и в 18-ю ночь - Ангел воззовет: «О раб Аллаха! Поистине Аллах доволен тобой и твоими родителями». Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень в Раю Фирдавс. Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду шахидов и праведников. Если и в 21-ю ночь - Аллах возведет для него в Раю дом из нура (сияния). Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня. Если и в 2З-ю ночь - Аллах построит ему город в Раю. Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты. Если и в 25-ю ночь - Аллах избавит его от могильных мук . Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения. Если и в 27-ю ночь - он молниеносно пройдет через мост Сират. Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит его на 1000 степеней в Раю. Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей . Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: «О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб».

Примечания

Ссылки

  • Али-заде А.А. Таравих // Исламский энциклопедический словарь. - М .: Ансар , 2007 .
  • Wensinck, A.J. Tarāwīḥ // Encyclopaedia of Islam, Second Edition.
  • Ш. Аляутдинов Молитва «Таравих» / Umma.Ru
  • Молитва «Таравих» / Мусульманские праздники. Muslim.Ru

Таравих намаз

Положения молитвы таравих:

Название молитвы происходит от слова "тарвиха" (перерыв, отдых, передышка).

В книге "Нур уль-изах" и в комментариях к ней "Мерак иль-фалях" имама Шернблали (Абу-ль-Ихлас Хасан ибн Аммар; ум. в 1069 г. х. / 1658 г. н. э.) говорится:

"Исполнение молитвы "таравих" в 20 ракяатов является для мусульман обоего пола cунной (весьма желательным действием). Не верящий в это положение отклоняется от сунны, и свидетельство такого человека не является действительным.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) несколько ночей совершал эту молитву совместно с джамаатом в 8 ракяатов. Остальные 12 - дома. Есть также сообщения, что он выполнял индивидуально и по 20 ракяатов. Поэтому по всем четырем мазхабам эта молитва состоит из 20 ракяатов. Во время правления праведных халифов, начиная с Умара (да будет доволен им Аллах), все сподвижники совершали совместно 20 ракяатов. Этот факт и стал подтверждением того, что данная молитва является сунной. Пророк (мир ему и благословение) завещал нам следовать праведным халифам и согласованному мнению его сподвижников:

"Когда меня не станет, не отделяйтесь от моей сунны и сунны халифа-и рашидун (праведных халифов)" (Абу Дауд; Тирмизи).

Намаз этот можно выполнять и индивидуально. Однако в этом случае мусульманин не получит благости совместной молитвы. Находиться в пределах одного фарсаха (5760 метров) от мечети и не являться на совместный намаз таравих считается неверным решением.

Время исполнения молитвы таравих:

Выполняется после ночной молитвы, перед намазом витр. Отсюда следует, что, если кто-либо не успел совершить обязательную ночную молитву (´иша), то ему следует вначале совершить ее, а уже потом читать молитву таравих. Об этом пишет имам Ибн Абидин в своей книге "Радд уль-мухтар...". Таравих дозволено выполнить и после намаза витр, но только в ночное время. С наступлением рассвета время исполнения этой молитвы заканчивается. По мазхабу Ханафи пропущенный намаз таравих не восстанавливается. Восстанавливаются пропущенные фарды и молитва витр.

В случае опоздания на Таравих необходимо действовать следующим образом:

1) Исполнить вначале ночную молитву (´иша намаз).

2) Затем совершить вторую сунну ночной молитвы.

3) Затем выразить намерение и присоединиться к джамаату для исполнения таравих с того момента, с которого это возможно.

4) После окончания джамаатом всей молитвы и совершения заключительного приветствия имамом встать и восполнить пропущенные ракяаты самостоятельно.

5) После этого исполнить молитву витр самостоятельно. Но тот, кто успеет к совместному исполнению витра, читает эту молитву вместе с джамаатом.

Совместное исполнение молитвы таравих:

Исполнение таравиха вместе с джамаатом является суннат-и кифайа. Кроме обычных правил исполнения совместных молитв, во время совершения таравиха необходимо обратить внимание на следующие особенности:

1) Мусульманин, не исполнивший предварительно ночную молитву (´иша), не может присоединиться к молитве таравих.

2) Исполнять ночную молитву и молитву таравих одну за другой дозволяется за разными имамами.

3) Джамаат, исполняющий совместно молитву таравих, должен быть из числа мусульман, которые перед этим совместно исполняли ночную молитву. То есть опоздавшим на ночную молитву, не дозволено собирать другой джамаат для исполнения молитвы таравих вторично в данной мечети.

Вопрос: Дозволено ли исполнение девушками и молодыми женщинами молитвы таравих в мечетях?

Ответ: Если внимательно исследовать хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по всему укладу жизни мусульман, то становится ясным, что предписания о возможности получении благости совместной молитвы в мечетях относятся прежде всего к мужчинам. Молодым женщинам и девушкам во всех сообщениях рекомендуется меньше показываться на людях. Тем более в местах, где могут быть посторонние мужчины. Отсюда ученые Ислама делают вывод, что наибольшую благость молодые женщины и девушки могут получить лишь при исполнении молитв дома, в кругу семьи и близких родственников. Даже и здесь им предписано учитывать, что не все родственники являются "махрам" (т. е. те, за кого не дозволено выйти замуж), и предпринимать меры предосторожности.

Разделение в этом вопросе девушек и молодых женщин от пожилых женщин говорит о том, что пожилым женщинам не возбраняется посещение мечетей для совместной молитвы. Но и они обязаны учитывать особенности таких посещений. Да и определение "пожилая женщина" является чисто условным: ведь Аллах волен дать возможность пожилой женщине выглядеть привлекательной и далеко не пожилой - а все дело в этом! Если женщина чувствует, что Всевышний Аллах дал ей возможность более продолжительное время оставаться привлекательной и на нее обращают внимание или могут обратить внимание посторонние мужчины, то во имя Аллаха ей лучше меньше показываться на людях и уберечь от греха и себя и своих братьев-единоверцев.

Кираат (чтение Корана) в молитве таравих:

Кроме обычных правил, здесь существуют некоторые особенности.

2) При исполнении молитвы таравих дозволяется повторение одних и тех же аятов одной и той же суры в кираате.

Препочтительное в таравихе:

1) Приветствие отдается после каждых двух или четырех ракяатов. Но предпочтительнее отдавать приветствие после каждых двух ракяатов.

2) Исполнять молитву после первой трети ночи.

3) Соблюдать перерыв между каждыми четырьмя ракяатами, по протяженности равный времени исполнения четырех ракяатов.

Нежелательное в таравихе:

1) Исполнять молитву лишь с одним приветствием.

2) Исполнять молитву сидя, без уважительных причин.

3) Исполнять молитву в сонном состоянии.

4) Специально нанимать человека для проведения таравиха, в то время, как есть возможность исполнить молитву в мечети.

6) В одной и той же мечети исполнять таравих дважды одним джамаатом.

7) Имаму вести молитву таравих дважды на одном и том же или на разных местах.

Исполнение молитвы таравих:

А. При исполнении молитвы с приветствием после каждых двух ракяатов:

1. Выразить намерение на исполнение таравиха. И повторять намерение перед каждым вступительным такбиром.
2. Произнести вступительный такбир: "Аллаху Акбару".
3. Прочитать тихо (про себя) "Субханака...", "Аузу...", "Бисмиллях..." .
4. Прочитать "Аль-Фатиху" и замми-суру. При совместном исполнении таравиха имам обязательно должен читать вслух, а следующий за ним молчит.
5. Исполняются первый и второй ракяат, как и в других молитвах.
6. После второго ракяата читается "Ат-тахиййату..." и далее, так же, как и после утренней молитвы, произносятся салаваты, дуа и отдается приветствие.

Б. При исполнении молитвы с приветствием после каждых четырех ракяатов:

1. Два первых ракяата исполняются так же, как было указано выше.
2. При сидении после второго ракяата, читается только "Аттахиййату..." и салават, третий ракяат начинается с чтения "Субханака...".
3. И далее заканчивается так же, как и четырехракяатные молитвы.

Это только одна часть намаза таравих. Он будет считаться законченным, когда подобным образом будет исполнено двадцать ракяатов.

Вне зависимости от того, исполняется ли молитва в два ракяата или в четыре, после каждых четырех ракяатов необходима по сунне небольшая пауза, равная времени исполнения четырех ракяатов молитвы. В течение этого времени читаются салаваты, салят-и уммийа (приветствия Пророку, мир ему), аяты и просьбы ко Всевышнему Аллаху. Допустимо также просто сидеть молча, размышляя о величии Аллаха и не мешая другим сосредоточиться.

Между каждыми четырьмя ракяата намаза таравих также рекомедуется читать следующее:

"Субхана зиль-мульки валь-малакут.
Субхана зиль-иззати валь-джамали валь-джабарут.
Субхана-ль-малики-ль-мауджуд.
Субхана-ль-малики-ль-маъбуд.
Субхана-ль-малики-ль-хайй-иль-лязи ляа йанаму ва ляа йамут.
Суббухун куддусун Раббуна ва Раббу-ль маляикати вар-рух.
Мархаба, мархаба, мархаба ва шахри рамадан.
Мархаба, мархаба, мархаба ва шахри-ль-баракати ва-ль-гуфран.
Мархаба, мархаба, мархаба ва шахрат-тасбихи ва-т-тахлили ва-з-зикри ва тиляват-иль-Куръан.
Аввалюха, ахируху, захируху, батинуху ва мин ляа иляха илля Хува".

После окончания молитвы читается мольба (ду´а):

"Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад.
Биадади кулли даин ва даваин ва барик ва саллим аляйхи ва аляйхим касира" (читается 3 раза).
Затем: "Йа Ханнан, Йа Маннан, Йа Даййан, Йа Бурхан.
Йа Заль-фадлы ва-ль-ихсан нарджу-ль-афва ва-ль-гуфран.
Ваджъальна мин утакаи шахри рамадан би хурмати-ль-Куръан".

Человек, становящийся на место имама для ведения совместной молитвы, должен уяснить состав стоящего за ним джамаата. И если среди джамаата присутствуют последователи мазхаба Шафии, то молитву нужно читать только по два ракяата. Альхамдулиль-Аллах!

Тахаджуд намаз - намаз, который совершается после Иша намаза и до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз , который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих . Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр. Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамазан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Корана с тем, что бы полностью прочитатьКоран за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Коран самому в этот месяц.

Порядок совершения таравих намаза

Это в разных мечетях по разному. Поэтому, если вы хотите прочитать таравих намаз, спросите у имама мечети как они читают. Давайте посмотрим какие могут быть варианты.

  • Количество ракаатов. Может в сумме 8 или 20 читаться. Это зависит от масхаба. Ниже есть подробнее описание причины.
  • Количество ракаатов в каждом намазе. Намаз таравих совершается по 2 раката или по 4.

Если читатется по 2 раката, то ничем не отличается от фарда фаджр намаза. У нас на сайте есть подробная инструкция по тому, как его читать. Перейдите по ссылке . Если читатется по 4 ракаата, то читается как начальные 4 ракаата сунны обеденнего, но с джамааатом стоя за имамом. Ниже немного опишем все это. На самом деле, ничего сложного нет, т.к. все почти всух читается при совершении таравих намаза. Просто повторяете за имамом.

Между каждыми 2 или 4 ракатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Коран.

Как читать 2 раката

  1. Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.
  2. Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.
  3. Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях....
  4. Произнесите суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы — хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.
  5. По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».
  6. Поднимитесь из руку и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».
  7. Далее склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
  8. Из саджда перейдите в сидячее положение.
  9. Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
  10. Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.
  11. Закончив чтение Корана, склонитесь в руку. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.
  12. После второго саджда сядьте и произнесите « Аттахийату...», « Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.
  13. Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракатов для Таравих намазов. Хафиз Ибн Абдульбаррсказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», - ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 37, Муслим 759). Имам аль-Баджи сказал : “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается : “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты - посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»/2/ .

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации/3/ , духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения. Мечеть — это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома»/4/ .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба»/5/ . Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».

С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны /6/ . В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах»/7/ . Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода/8/ .

Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно /9/ .

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар...»

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.

Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила).

Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...»

«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)... В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз.

Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство — твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

/1/ Таравих (араб.) — множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.
/2/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».
/3/ Прострация — состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.
/4/ Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.
/5/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.
/6/ Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них — вторым праведным халифом.
/7/ Совершение в «Таравихе» двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.
/8/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.
/9/ Там же. С. 1091.

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин.

Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи» .

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации, духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения. Мечеть - это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома».

О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба». Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».

С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны. В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах». Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода.

Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар...»

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.
Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила).
Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...»

«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила)… В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства - твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз.

Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство - твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я - твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.