Особенности и характер международной торговли услугами. Особенности мировой торговли услугами

В последние годы удельный вес услуг составляет примерно четверть всего мирового экспорта. Например, в 1991 г. он составлял 25,0 %, в 1993 г. – 28,6, в 1996 г. – 23,9 %. Однако, эти цифры отражают стоимость только тех услуг, которые фиксируются в платежных балансах и учитываются международной статистикой. По мнению же экспертов, реальный объем услуг, вовлекаемых в международный оборот, значительно выше. Подобные расхождения объясняются особенностями обмена услугами.

Услуги – это особый вид товара, потребительная стоимость которого предстает преимущественно в неовеществленной форме. Правда в некоторых случаях предоставление услуг может опосредоваться материальными носителями. Это касается таких услуг как программное обеспечение, исполнение произведений искусства, проектные разработки. Соответственно в роли материальных носителей могут выступать магнитофонные записи, кинофильмы, проектная документация и др.

По классификации ООН услуги подразделяются на 160 видов сводимых в 12 разделов:

1. Деловые услуги, включающие 46 отраслевых видов.

2. Услуги связи – 25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов.

4. Дистрибьютерские услуги – 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.

6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида.

9. Туризм и путешествия – 4 вида.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11. Транспортные услуги – 33 вида.

12. Прочие услуги.

Особенности международной торговли услугами заключаются в следующем. Во-первых, производство и потребление большинства услуг совпадает во времени. Это исключает их хранение и транспортировку. Поэтому обмен услугами осуществляется в основном путем прямых контактов между их производителями и потребителями. Во-вторых, торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами. Это же относится к движению через национальные границы капиталов и рабочей силы, которое невозможно без банковских, информационных, транспортных и других аналогичных услуг. В-третьих, торговля услугами в большей мере контролируется и защищается государством от иностранной конкуренции, по сравнению с торговлей товарами. Это объясняется тем, что многие отрасли сферы услуг (транспорт и связь, банковские и страховые услуги, образование, здравоохранение и др.) непосредственно связаны с обеспечением национальной безопасности. В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. Это, прежде всего, коммунальные и бытовые услуги.

В структуре мирового экспорта услуг доминируют транспортные услуги и международный туризм. Вместе с тем, многие услуги вообще не учитываются международной статистикой, что ведет к занижению реальной стоимости обмена услугами. Это касается, в частности, значительной доли информационных услуг, сервисного и послепродажного обслуживания, которые сопутствуют движению товаров и включается в их стоимость.

Крупнейшими экспортерами услуг являются ведущие развитые страны. На их долю приходится около 2/3 мирового экспорта.

. Особенности международной торговли услугами. Организация международной торговли услугами

141 Суть и особенности международной торговли услугами

Одной из характерных особенностей международных экономических отношений постиндустриальной эпохи является опережающее развитие торговли услугами по сравнению с торговлей товарами. Поэтому наряду с международными рынкам мы товаров, капиталов, труда сформировался и международный рынок услуг, который охватывает систему отношений по предоставлению услуг с территории одной страны на территорию другойї.

. Международная торговля услугами - система международных товарно-денежных отношений между субъектами разных стран по поводу купли-продажи услуг

Международную торговлю товарами и услугами, интеллектуальной собственностью регулирует. Всемирная торговая организация (ВТО). Главным международным документом, который применяется при этом, является. Генеральное соглашение о то оргивлю услугами, имеет статус приложения к соглашению о. СОТ.

С созданием. ВТО сформировалась качественно новая система правового регулирования международной торговли, направленного на развитие динамичного экономического среды, открытой и предсказуемой системы междуна одних торговых связей, создание новых возможностей для улучшения экономического положения многих стран мира. Соглашения. ВТО является экономико-правовой основой международных торговых операций. Согласно к ним, торговля должна быть лишенной какой-либо дискриминации, предсказуемой, открытой для честной конкуренции, благоприятной для слаборазвитых краяїн.

Специальные приложения к этому соглашению к освобождений от обязательств по режиму наибольшего благоприятствования, передвижения физических лиц, услуг авиационного, морского транспорта, финансовых услуг, телеком уникаци.

Генеральное соглашение о торговле услугами предусматривает такие способы поставки услуг на международный рынок:

1. Трансграничное поставка (поставка услуг из одной страны в другую). К этой категории относятся поставки услуг физическим и юридическим лицам одной страны с другой. С этой целью могут быть использованы международный транспорт, теле екомуникации, почта. Нередко определенные услуги могут содержаться в экспортируемых изделиях (компьютерных дискетах, дисках, инженерных чертежах и др.ін.).

2. Потребление за рубежом (поставка услуги на территории одной страны потребителю из другой страны). Речь идет, например, об услугах по ремонту судов одной страны на территории другой или оказания медицинской помощи гражданину от. Светает страны в больнице иногої.

3 коммерческих присутствие (поставка услуг из одной страны благодаря коммерческой присутствия на территории любой другой страны). При таком способе поставки услуга предоставляется на территории страны через представительство или виддилен ния иностранной фирмы-поставщика. Например, банковская услуга может быть предоставлена??через отделение или филиал иностранного банкку.

4. Присутствие физических лиц (поставка услуги посредством присутствия физических лиц страны-поставщика на территории любой другой страны). Этот способ предусматривает фактическое передвижение лиц через государственную границу например, иностранные й консультант может приезжать в страну для оказания консультационных услуг или некоторые служащие фирмы могут быть отправлены в другую страну для предоставления услуги, которая входит в сферу ее деятельности (кон консультирование по установлению, налаживанию работы, техосмотра, ремонта приобретенных на фирме техники, оборудованияя).

Иногда для предоставления услуги могут быть использованы несколько способов поставки. Например, консультационная услуга может быть предоставлена??средствами телекоммуникации и непосредственно присутствовать физическими лицами. Если в в стране разрешается только трансграничная поставка, существуют ограничения на присутствие физических лиц, единственным способом предоставления услуги является трансграничная поставка, например, средствами телекоммуникации, ос кильки консультант или служащие консультационной фирмы не смогут прибыть в страну для ее предоставленияня.

. Особенности международной торговли услугами:

Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно. Поэтому большинство их видов основывается на прямых контактах между производителями и потребителями, что отличает международную тор ргивлю услугами от международной торговли товарами, при которой большинство операций основывается на торговом посредничестве и возможности хранения товаров. Международная торговля услугами более требует присутствия за рубежом производителей услуг или присутствия иностранных потребителей в стране предоставления услуг. Однако распространение информационных технологий позволяет осуществлять куплю-продажу услуг на расстояниині;

Международная торговля услугами взаимосвязана с торговлей товарами, существенно влияет на нее. Для поставок товаров за границу используется все больше услуг (анализ рынков, транспортировки товаров т т.д.). Особенно зависит от услуг торговля наукоемкими товарами, которая требует значительных объемов технического, информационного и консультационного обслуживания. Успех товара на внешнем рынке по большей шого зависит от качества и количества услуг при его производстве, продаже и реализации, а также от гарантийного или сервисного обслуживанияня;

Международная торговля услугами взаимодействует с международным движением капиталов, перемещением рабочей силы, невозможны без банковских, информационных, транспортных и других услуг время развитие миро овых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует расширение международного рынка услуг, интенсификацию (усиление) процессов на нем;

Сфера услуг более защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, а транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многим х странах находятся в полной или частичной собственности государства или строго контролируются ею. Ведь бытует мнение, что импорт услуг в значительных масштабах может таить в себе угрозу для благосостояния, су веренитету и безопасности государства. Поэтому международной торговли услугами приходится преодолевать больше барьеров, чем торговли товарамии;

Не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. Прежде всего речь идет о коммунальных, бытовые услуги для населения. Однако успехи отдельных стран. Аин в сфере здравоохранения, образования привлекают иностранцев (лечение, обучение), в сфере культуры и искусства - увеличивают ее доходы от гастролей артистов и проката фильмов за границей в туризме - привлекает к обслуживанию иностранцев розничную торговлю, общественное питание, музеи и другие учреждения культурыи;

В международной торговле услугами доминируют и доминировать услуги, связанные с обслуживанием трудовой деятельности

Учитывая возможность использования в международной торговле, услуги делятся на следующие категории:

а) по возможности участия в международном обмене: услуги, которые могут быть объектом внешней торговли (связь, международные кредиты, перевозки пассажиров и грузов), и услуги, которые не могут быть предм метом экспорта (все виды индивидуальных, социальных, государственных, инфраструктурных услуг)

б) в зависимости от средств доставки услуг потребителю: услуги, связанные с инвестициями (банковские, гостиничные и профессиональные услуги), услуги, связанные с торговлей (транспорт, страхование), услуги, связанные и одновременно с инвестициями и торговлей (связь, строительство, компьютерные, информационные, личные, рекреационные услуги и др.).

В официальной классификации товаров международной торговли услуги разделены на следующие группы:

Коммунальные услуги и строительство;

Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы и кемпинги;

Транспортировка, хранение и связь, финансовое посредничество ;

Оборона и обязательные социальные услуги;

Образование, здравоохранение и общественные работы;

Прочие коммунальные, социальные и личные услуги

Международная торговля услугами представляет собой особый сектор мировой торговли, объектом которой являются разнообразные виды услуг.

Особенностью услуги как товара является ее полезность не как вещи, а как деятельности. Услуги не поддаются накоплению и хранению. Часть услуг относится к неекспортованих товаров, поскольку их потребления совпадает с процессом создания, а транспортные расходы, сопровождающие их получение, могут оказаться слишком значительными. Например, стоимость женской стрижки и прически в 1989 г. в долларах колебалась от 46,4 долл. в Токио, 36,8 долл. в Цюрихе и Париже, до 9,9 долл. в Мехико и 9,5 долл. в Москве . Но как бы дорого не стоили услуги парикмахера в Токио или Париже, вряд ли стоит тратиться на билеты до Мехико или Москвы, чтобы сэкономить на стрижке.

Стремительное развитие сферы услуг, который обусловил рост объемов международного обмена ими, в развитых странах мира отмечается с 1930-х гг.

Однако точкой отсчета изменения роли этого сектора в экономике считают середину 1950-х гг., когда в США число занятых в сфере услуг превысило число занятых в материальном производстве. В начале 1980-х гг. в США, а несколькими годами позже в Западной Европе валовой продукт сферы інтерперсональних услуг превысил валовой продукт сферы материального производства. Темпы его прироста превышали аналогичные показатели в сфере материального производства: во Франции - в 2 раза, в США и Германии - в 6 раз, в Англии - в 30 раз . Эта тенденция наблюдается и в масштабах мировой экономики: доля услуг сейчас составляет почти 2/3 мирового валового продукта, в ряде развитых стран она достигает 70-80% ВВП .

Движение услуг как объекта международной торговли отражается на счете текущих операций платежного баланса. Согласно методике составления платежного баланса, разработанной Международным валютным фондом на счету услуг учитывают 11 их базовых видов: транспортные услуги (пассажирские и грузовые перевозки); услуги, связанные с поездками (деловыми, туристическими); услуги связи (почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами); строительство объектов за рубежом; страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами; финансовые услуги (комиссия за открытие аккредитивов, обмен валюты, брокерские услуги и т.п.); компьютерные и информационные услуги; роялти и лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посреднические, лизинговые, правовые, бухгалтерские, рекламные и др.); личные, культурные и рекреационные услуги; правительственные услуги.

Другие международные организации для различных аналитических целей применяют собственные классификационные подходы. В частности, аналитики Всемирного банка (МБРР) используют более обобщенный подход и все услуги подразделяют на две группы: факторные, связанные с движением капиталов, рабочей силы и других компонентов и инструментов производственного процесса, и нефакторные, которые носят нефинансовый характер (транспортные, туристические и другие).

в Соответствии с подходом, принятым ЮНКТАД - международной экономической организацией по торговле и развитию, выделяют 8 видов услуг: финансовые; услуги связи; строительные и проектно-конструкторские; транспортные; профессиональные и деловые (юридические, медицинские и т. д); коммерческие; туристические; аудиовизуальные (теле-, видео-кинематографические).

По данным ВТО в мире предоставляется свыше 600 видов услуг. Классификатор ВТО систематизирует их по 12 группам: коммерческие услуги; услуги связи; услуги по строительству и смежные инженерные услуги; услуги дистрибьюторов; услуги в сфере образования; услуги по охране окружающей среды; финансовые услуги; услуги в сфере здравоохранения и социальной сфере; туристические услуги; услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий; транспортные услуги; другие услуги).

Методы международной торговли услугами охватывают: - трансграничные поставки, то есть оказание услуг через границу. Поставщик и покупатель услуги не перемещаются через границу, его пересекает только услуга (услуги, передаются через средства коммуникации - консультации по телефону/факсу, поставки услуг почтой, перевод денег через банки; материализованные услуги (технический отчет консультанта, диск с программным обеспечением), транспортные услуги;

- потребление за границей - перемещение потребителей в страну экспорта услуги (туризм, услуги образования и медицинские услуги в учреждениях другой страны, услуги по ремонту судов, отправленных для этого в другую страну);

- коммерческое присутствие - перемещение за границу поставщика услуг (открытие зарубежного коммерческого представительства - создание филиала банка, дочерней компании и т.п.);

- присутствие физических лиц - временный переезд физических лиц в другую страну ради предоставления там услуг (гастроли театров, артистов, лекции профессоров университетов, услуги архитекторов, юристов, приглашение иностранного консультанта и др.).

Структурные сдвиги в международной торговле товарами в сторону роста доли готовой и высокотехнологичной продукции вызвали структурные изменения в торговле услугами. В структуре услуг происходит стремительный рост доли услуг научно-технического, производственного, финансово-кредитного и коммерческого характера, что сопровождается появлением новых их видов, таких как инжиниринг, лизинг, факторинг, консалтинг, компьютерно-информационное обслуживание. Расширение перечня международных услуг в значительной степени стало возможным благодаря появлению современных информационных технологий и телекоммуникации. С середины 1990-х гг. мощным фактором роста мировой торговли услугами стал Интернет.

В 2010 г. мировой объем экспорта услуг составил 3,7 трлн. долл., а объем импорта - 3,5 трлн. долл. В современной структуре мирового рынка услуг наибольший удельный вес имеют компьютерные и информационные услуги (65,09%) и транспортные услуги (21,02%); услуги связи становлять6,06%; прочие деловые услуги - 4,64%; финансовые услуги - 3,15%; прочие - 0,05% .

Мировой оборот услуг преимущественно концентрируется в группе промышленно развитых стран. В 2010 г. доля экономически развитых стран в мировом экспорте деловых услуг приближалась почти к 90 %. Мировыми лидерами по экспорту коммерческих услуг являются: США (14,1%), Великобритания (7%), Германия (6,8%), Франция (4,3%), Китай и Япония (по 3,8%), Испания (3,6%), Италия (3%), Сингапур и Гонконг (2,6%). Россия занимает 23 место с долей 1,2%, Украина не входит в 50-ку стран-лидеров. Мировыми лидерами-импортерами коммерческих услуг являются: США (10,5%), Германия (8,1%), Великобритания (5,1%), Китай (5%), Япония (4,7%), Франция (4%), Италия (3,6%), Сингапур (2,6%), Гонконг (1,4%). Россия занимает 16 место с долей 1,9%, Украина не входит в 50-ку стран-лидеров .

Участие Украины в международной торговле услугами также идет вразрез с мировыми тенденциями. Она в значительной мере сводится к „предоставлению в услугу своей территории" для транзита российских энергоносителей, поэтому и самая большая доля украинской торговли услугами приходится на РФ (44,2% экспорта и 14,5% импорта в 2010 г.), а наибольшим является удельный вес компьютерных и информационных услуг, а транспортных, прежде всего услуг трубопроводного транспорта - 28,9%. В то же время уровень экспорта деловых, туристических услуг, а тем более услуг информационных, не соответствует потенциалу Украины.

Наибольшая доля в общем объеме украинского экспорта приходится на транспортные (67,1%), разные деловые, профессиональные и технические услуги (12,7%), услуги по ремонту (3,3%). Наибольшего роста за 2000-2010 гг. достигай страховые (в 2,5 раза), финансовые (в 2,2 раза) и компьютерные услуги (в 2,5 раза). Наибольшую долю в общем объеме импорта услуг составили транспортные (21,1%), финансовые услуги (19,9%), разные деловые, профессиональные и технические услуги (15,7%), государственные услуги (11,3%). Самыми быстрыми темпами рос импорт финансовых (в 2 раза), страховых (1,7) услуг, а также услуг частным лицам и в отрасли культуры и отдыха (в 1,7 раза). Сократился импорт компьютерных и государственных услуг .

4. Внешняя торговля товарами

7. Международная торговля и внешнеторговая политика

8. Внешнеторговый баланс

1. Формы международных экономических отношений

Национальная экономика при помощи внешнеэкономических связей, или МЭО, связана с мировым хозяйством. Международные экономические отноше­ния выступают в следующих формах.

1. Международная торговля товарами - это сфера междуна­родных товарно-денежных отношений, или совокупность внеш­ней торговли всех стран мира. Она, в свою очередь, делится на торговлю: а) сырьевыми товарами, б) машинами и оборудовани­ем, в)потребительскими товарами.

2. Торговля услугами - это торговля потребительскими товарами, которые преимущественно не имеют вещественной формы. Она охватывает: транспорт; торговлю лицензиями, знаниями; туризм; посреднические услуги в международной торговле; финансовые услуги; информационные, рекламные и другие услуги.

Темпы роста торговли услугами выше, чем торговли товарами.

3. Вывоз капитала - движение капитала через националь­ные границы. Капитал существует в ссудной и предприниматель­ской форме. Он может быть частным, государственным и капита­лом международных организаций. Важнейшую роль в данной сфере играют транснациональные корпорации и банки.

4. Международная миграция рабочей силы - перемещение, переселение трудоспособного населения по причинам экономиче­ского характера. Основные потоки миграции: малоквалифицированная рабочая сила из развивающихся стран; высококвалифицированные специалисты («утечка мозгов») в развитые регионы из государств с переходной экономикой и неко­торых развивающихся стран.

5. Экономическая интеграция - качественно новый этап сближения, переплетения отдельных национальных хозяйств, который в перспективе ведет к созданию единого интернацио­нального хозяйства (например, Европейский Союз). В наивысшей своей фазе предполагает свободное движение товаров и услуг, ка­питалов и рабочей силы, создание единой валюты и политичес­кую интеграцию.

6. Международные валютно-кредитные отношения - опосредуют прочие формы МЭО.

2. Классические теории международной торговли

Теория абсолютных преимуществ

В период перехода ведущих стран к крупному машинному произ­водству Адам Смит поставил вопрос о рациональ­ной международной торговле. В своей знаменитой книге «Исследо­вание о природе и причинах богатства народов» (I776), посвященной критике меркантилизма, он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели ) абсолютного преимущества . А. Смит выделял некоторые общие принципы, которые считал характерными для деятельности разумно хозяйству­ющего субъекта, и переносил их на внешнюю торговлю.

«Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготов­ление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услу­гами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену части продукта своего труда.

Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества : страна должна специализироваться на экспор­те товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приво­дит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Пор­тугалии ниже, чем в Англии .

Теория Хекшера-Олина

В конце XIX в. - начале XX в. произошли структурные сдвиги в международной торговле. Роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизи­лась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активной.

В это время шведские экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин попытались объяснить причины между­народной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. В 20-е и 30-е гг. эти положения были обобщены и развиты его учеником Б. Олином. Определенный вклад в развитие этой теории внес и аме­риканский экономист П. Самуэльсон.

В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется избыточный фак­тор. По мнению авторов теории, существует три основных фактора: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех, например труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал - дорогим, и наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном коли­честве, труд будет дорогим, а капитал - дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор произ­водства».

На примере модели Хекшера-Олина рассмотрим теорию сравни­тельных преимуществ в динамике с учетом тенденции к экономи­ческому росту.

Рост населения, повышение квалификации рабочей силы, осво­ение новых земель и месторождений, инвестиции в производство - все это влияет на экономический рост страны и может привести к изменению спроса и предложения.

Парадокс Леонтьева . Известный американский экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.

Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства.

Какое объяснение дал своему парадоксу В. Леонтьев? Он выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет.

В. Леонтьев также предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие труда более квалифицированного, чем затрачиваемый на производство "конкурирующего импорта”. Для этого В. Леонтьев разбил все виды труда на пять уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой квалификационной группы нужно для производства на 1 миллион долларов американского экспорта и "конкурирующего импорта”. Оказалось, что экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные.

3. Альтернативные теории международной торговли

В 1991 году американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран» (в русском переводе книга вышла под названием «Международная конкуренция»), в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли

Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой – от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причём в современных условиях главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т. д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от объёма и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения в повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что даёт возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т. д.). Наконец, в-четвёртых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, т. е. от того, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

М. Портер подчёркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный «ромб») имеют наиболее благоприятный характер. Причём национальный «ромб» – это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

Таким образом, согласно теории М Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. В числе других она оказывает влияние на развитие международной торговли.

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

Теорема Рыбчинского

Английский экономист польского происхождения, позже главный эконо­мист английской компании «Lasard Bros.» Т.М.Рыбчинский в 1955 году, бу­дучи еще студентом, обратил внимание на то, что быстрое развитие одних от­раслей промышленности нередко угне­тающе воздействует на другие, и дока­зал теорему соотношения роста предложения фактора и увеличения производства.

Принимая практически те же пред­посылки, что и теорема Столпера- Самуэльсона, кроме предпосылки об изменении цен, которые считаются пос­тоянными, Рыбчинский показал, что су­ществует прямая взаимосвязь между ро­стом факторов производства в одной из отраслей и депрессией или даже паде­нием производства в других.

Теорема Рыбчинского (Rybczyns­ki Theorem) - увеличивающееся пред­ложение одного из факторов производ­ства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор исполь­зуется относительно менее интенсивно.

4. Внешняя торговля товарами

Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями из разных стран.

Под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена.

Экономическую сущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как передачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства.

По принципу территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю.

Исторически внешняя торговля возникла как торговля между приморскими государствами (например, финикийцами и др.). Сухопутная: же торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат " на ее организацию и опасностей, которые во много раз больше, чем перевозка товаров морем.

Внешняя торговля способствует расширению производства, созданию и улучшению путей сообщения как внутри страны, так и между государствами, возникновению ростовщичества, а затем и торгового капитала, развитию международного кредитования и страхования.

Внешняя торговля делится на экспортную и импортную . Превышение экспорта над импортом означает наличие у государства активного торгового баланса. Превышение импорта над экспортом означает пассивный торговый баланс.

Активный торговый баланс является показателем благоприятного экономического развития государства. Поэтому стимулирование экспорта часто возводится в основной принцип экономической политики государства.

Внешняя торговля характеризуется тремя показателями: объемом внешнеторгового товарооборота, товарной структурой и географической структурой.

Внешнеторговые операции включают основные и, вспомогательные операции .

Основные операции представляют собой договорные операции по купле-продаже товаров или по обмену товарами (бартер), т.е. эти операции зафиксированы во внешнеторговых договорах.

Вспомогательные операции обеспечивают надлежащее выполнение основных операций. Они включают операции по транспортировке и экспедированию грузов, страхованию грузов, финансированию внешнеторговых операций, расчетам между экспортерами и импортерами, гарантированию их взаимных обязательств, а также таможенные и другие операции, в том числе агентские соглашения с посредниками, поставщиками экспортных и заказчиками импортных товаров, с реклам- ными агентствами и организациями, исследующими конъюнктуру рынков.

В зависимости от сложности основной операции импортеры и экспортеры совершают как самостоятельно, так и с привлечением других фирм и организаций на одну основную до 10 и более вспомогательных операций.

Расчеты между контрагентами внешнеторговых сделок обычно производятся как собственными, так и заемными денежными средствами.. С целью сокращения валютных затрат на импорт крупных партий оборудования предприятиями в международной практике широко применяются компенсационные сделки, по условиям которых кредиты, пре- доставляемые крупными иностранными фирмами, погашаются поставками продукции. Возможно также и частичное денежное погашение.

По размеру положительного сальдо Россия занимает третье место в мире после Германии и Японии.

Спецификой внешнеторговой структуры нашей страны продолжает быть, с одной стороны, традиционно топливно-сырьевой характер российского экспорта и, с другой стороны, насыщенный техникой и потребительскими товарами импорт.

По Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Правительство РФ может вводить количественные ограничения экспорта и импорта в целях обеспечения национальной безопасности страны, выполнения международных обязательств или защиты внутреннего рынка, заявляя об этом не позже чем за три месяца до их установления. Предусмотрена также возможность применения государственной монополии на торговлю отдельными видами продукции. В этом случае устанавливается особый порядок выдачи лицензий на экспортно-импортные операции исключительно государственным предприятиям.

Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений тесно связано с перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию (BTO). РФ должна вступить в ВТО до конца 1998 г. Это позволит ей ежегодно получать долговые платежи на сумму до 500 млн. долл. Целесообразность вступления определяется прежде всего необходимостью обеспечить приемлемый для России баланс прав и обязательств в сфере международной торговли, потребностью развивать внешнеэкомические связи на принятых в мире основах. В частности, это устранит действующие сейчас дискриминационные меры со стороны западных стран по отношению к российскому экспорту и обеспечит ему режим наибольшего благоприятствования, а также национальный режим для наших товаров и услуг за рубежом.

Для внешнеторговых операций важное значение имеют обычаи делового оборота.

Обычай делового оборота - это международное обыкновение, которое в отличие от юридически обязательных международно-правовых обычаев регулирует внешнеэкономический оборот, если участники последнего договорились о таком регулировании. Другими словами, обычай делового оборота применяется к внешнеторговому кон- тракту, если стороны договорились об этом при заключении договора.

Обычаи делового оборота в сфере внешнеэкономических связей в ряде случаев толкуются международными неправительственными opгaнизациями. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов - «ИНКОТЕРМС-90» (Internattonal Commercial TERMS 1990)

Они охватывают широкий круг вопросов, в том числе и различие условий поставок при оговорке СИФ и оговорке франко-вагон. Стороны при заключении договора могут распространять действие этих правил на свои отношения.

5. Особенности международной торговли услугами

В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Базой формирова­ния последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в эко­номике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых странах составляет сейчас примерно 70%, а развивающиеся - 55%.

Международная торговля услугами в отличие от торговли товарами имеет ряд особенностей:

1) особенностью услуги является то, что она производится и потребляется од­новременно и не подлежит хранению;

2) торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков, и кончая транспортировкой и сервисным об­служиванием товаров.

3) не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в меж­дународную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4) международная торговля услугами в большей степени, чем торговля това­рами, защищена государством от иностранной конкуренции.

5) регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими поло­жениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и ва­люта, в которой эта услуга оплачивается) .

К середине 90-х гг. объем торговли услугами превысил 20% общего объема мировой торговли. .

На регулирование международной торговли услугами существенное влияние оказывает специфика их производства (осуществления), поставки (предоставления) и потребления (пользования). Услуги нельзя хранить, а потому их производство по месту и времени, как правило, совпадает с потреблением, и требуется непосредст­венный контакт между производителем и потребителем услуг. Поэтому регулиро­вание торговли услугами можно осуществлять путем ограничения производства или потребления в экспортирующих и импортирующих странах. Купля-продажа многих видов услуг на мировом рынке связана с перемещением через границу их постав­щика или потребителя и, следовательно, традиционное представление о большинст­ве этих операций как о «внешнеторговых» трансформируется в понятие «торговые операции». Потребление ряда видов услуг, например банковских или общественно­го питания, невозможно без наличия за границей специальной инфраструктуры, а регулирование торговли в таких секторах может производиться путем ограничения иностранных инвестиций в соответствующие предприятия. Все это привело к тому, что национальное регулирование торговли услугами приобрело многообразные формы и стало значительно отличаться от регулирования торговли товарами.

Основные виды услуг на мировом рынке

Франчайзинг (от англ, franchise - привилегия, право) - это система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имею­щая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной по­требителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз), на деятель­ность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это опреде­ленную компенсацию (доход).

Франчайзер - это лицензиар франчаиза, который как бы представляет со­бой головную фирму (т.е. материальную компанию) системы франчайзинга.

По договору франчаиза право деятельности обычно предоставляется для опре­деленной территории и на определенное время.

В Российской Федерации действие франчайзинга регламентируется гл. 54 «Коммерческая концессия» ПС РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименованиях мест происхождения товаров». Коммерческая концессия - это и есть франчайзинг.

Основной принцип франчайзинга - сочетание ноу-хау франчайзера с ка­питалом франчайзиата.

Франчайзинг - это парный бизнес. С одной его стороны стоит хорошо разви­тая фирма, а с другой - гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма. Обе стороны связаны договором франчаиза.

Франчайз - это договор, в котором выражены условия бизнеса.

Преимущества франчайзинга (для обеих сторон) выражаются в следующих воз­можностях:: увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат увеличить доходы (прибыль) за счет подходов франчайзиата; снизить уровень издержек производства и обращения на единицу това­рооборота, поскольку франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия; расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки фран­чайзиата к франчайзеру (франчайзиат, как правило, обязан покупать не­обходимое ему оборудование у франчайзера или при его посредничестве, вести свой бизнес под признанным торговым знаком, использовать уже ранее испытанные формы предпринимательства); совместной рекламы; обучения и помощи со стороны франчайзера; приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам; финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыли и т.д.

Инжиниринг (от англ, engineering - изобретательность, знание) представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг, с одной стороны, выступает важным методом повышения эффектив­ности вложенного в объект капитала, с другой, - рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производите­ля в страну заказчика. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению пред­варительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, ком­плекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой про­дукции.

Контракт на покупку инжиниринговых услуг включает ряд специфических обя­зательств и условий: перечень обязательств и работ со сроками их выполнения; сроки и графики выполнения работ; количество персонала инжиниринговой фирмы, участ­вующего в выполнении работ на месте, и условия его проживания; степень ответст­венности сторон за нарушение обязательств; условия переуступки части контрактных услуг другой фирме на принципах субподряда; оплата обучения персонала.

Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала.

Лизинг (от англ, lease - аренда) - это форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов.

Лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения с одно­временным кредитованием и арендой. Предметом (объектом) лизинга могут быть лю­бые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. В лизинге всегда присутст­вуют две стороны:

- зингодатель - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предпри­ниматель, осуществляющий лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества;

-лизингополучатель - это хозяйствующий субъект или индивидуальный пред­приниматель, получающий имущество в пользование по договору лизинга. Лизинг имеет два вида: финансовый и операционный.

Финансовый лизинг предусматривает выплату лизингополучателем в течение срока действия договора лизинга сумм, покрывающих полностью стоимость амортиза­ции имущества или большую часть ее, а также прибыль лизингодателя.

По истечении срока действия договора лизингополучатель может: вернуть предмет лизинга лизингодателю; заключить новый договор лизинга; выкупить предмет лизинга по остаточной стоимости.

Операционный лизинг заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания срока действия договора лизинга оно возвращается вла­дельцу или вновь сдается в финансовую аренду.

Основной объем лизинговых операций сосредоточен на трех континентах: в Северной Америке, Азии и Европе, на долю которых к началу 1997 года приходилось 93,5% всего объема лизингового рынка. Лидером является Северная Америка - 41,3% (в 1988 году - 42,7%) с объемом почти 177 млрд. долл. На долю США приходится почти 40% мирового лизинга и более 95% всего североамериканского лизинга.

Международные лизинговые операции влияют на состояние платежного баланса страны, так как лизинговые платежи, выплачиваемые иностранным лизинговым компа­ниям, увеличивают внешнюю задолженность страны, а их поступления в страну улуч­шают ее платежный баланс.

Лицензирование Мировая торговля лицензиями неразрывно связана с рынком технологий. Техно­логия превращается в товар только тогда, когда создана реальная основа для коммер­циализации идеи. Продажа лицензии является одной из основных форм коммерческой передачи технологии.

Лицензия - это документ, удостоверяющий право на определенных условиях ис­пользовать какой-то патент.

Простая лицензия дает право покупателю (лицензиату) на использование объекта лицензии в определенных пределах. Она допускает многоразовую продажу владельцам одной и той же лицензии на рынке.

Исключительная лицензия предполагает передачу лицензиату исключительного (монопольного) права на использование объекта лицензии на определенном рынке.

Полная лицензия предполагает передачу лицензиату всех прав на использование патента, то есть фактически означает продажу патента.

Однако существуют и другие разновидности лицензии. Зачастую при поставках комплексного оборудования для строительства эта сделка сопровождается продажей лицензии. Такая лицензия называется сопутствующей, так как она входит составной частью в общий контракт.

Другим объектом коммерческих сделок на рыке технологий является ноу-хау.

Ноу-хау Обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации в чистом виде представляет собой ноу-хау, которое неразрывно связано с рынком технологий. Основным признаком ноу-хау является его конфиденциальность. Ноу- хау (от англ, know how - знаю как) это комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Различают ноу-хау технического и коммерческого характера.

Ноу-хау технического характера включает:

Опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;

Техническую документацию - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ и их результаты; расчеты применительно к данному производству или технологии; данные о качестве материалов; учебные планы для подготовки персонала;

Инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта; производственный опыт, описание технологий; практические указания по дизайну; технические рецепты, данные по планирование и управлению производством;

Знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;

Знание таможенных и торговых правил и др.

Информационные услуги

В наши дни информация является таким же важным фактором производ­ства, как земля, труд и капитал.

На современном этапе для информационного обеспечения, включая сфе­ру международного и внешнеэкономического прогнозирования, характерны следующие особенности: значительное увеличение спроса на информацию в 80-х - начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития, ухудшение поло­жения на мировых товарных рынках и обострение конкурентной борьбы; > внедрение принципиально новой технологии на базе быстрого развития электронно-вычислительной техники, что позволило в развитых странах создать эффективные национальные и международные информационные сети; быстрое расширение программного обеспечения, составляющего базу но­вой технологии в информационных системах.

Все более возрастающую роль в мировых товарных и финансовых пото­ках играет международный информационный обмен. Информационные услуги - это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Средства международного информационного обмена представляют собой информационные системы, сети и сети связи, используемые при международ­ном информационном обмене.

В последние годы на международном рынке информационных и реклам­ных услуг активно используется сеть Internet (Интернет). Она дает возмож­ность: организовать рекламу продукции и товара на международном уровне; организовать рекламу фирмы с целью привлечения партнеров; рекламировать проекты для привлечения инвесторов; организовать систему заказов продаваемого товара; организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров и т.д.; заказать товар и доставку груза; выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг.

К новым видам внешнеэкономических связей относятся международные услуги аудиторов. В мире функционирует более 50 глобальных международных бухгалтерских сетей (NAF ). Членами NAF являются и российские аудиторскиекомпании: «Аудит-Ажур» (входит в ассоциацию Maoris Rowland International); МКД (входит в Pannell Kerr-Forsler); «Петро-Балт-Аудит» (входит в АШог Pirson International) и др.

У российских аудиторских фирм, вошедших в NAF , значительно расши­рились объемы услуг, предоставляемых клиентам, и повысилось их качество.

Услуги по связи. Услуги по связи занимают особенно важное место на информационном рынке. Как на международном, так и на внутренних рынках многих стран предоставление этих услуг традиционно отличалось менее острой конкуренцией, в том смысле, что взимаемая с пользователя плата, особенно в случае телефонной связи, включает, помимо покрытия расходов на предостав­ление услуг, значительную дифференцированную экономическую ренту.

Главным компонентом услуг по связи являются услуги телефонной связи, однако в последние годы очень динамично развиваются новые виды услуг, та­кие, как кабельное телевидение, услуги «за дополнительную плату» (включая разнообразные специализированные услуги, к которым можно получить доступ через обычную телефонную сеть или через специальную передающую сеть), передача данных и радиотелефонная связь. Ожидается, что сближение техно­логий, как и политика продолжения дерегулирования, приведет к обострению конкуренции, стимулированию роста и значительному развитию рынка услуг по связи. В последние годы усиливается процесс роста числа альянсов, заклю­чаемых между фирмами, которые специализируются в предоставлении различ­ных компонентов этих услуг в разных странах, в том числе в России, на Украи­не и др.

Туристические услуги

Международные перемещения людей, или путешествия, представляют собой специфическую категорию международной торговли, разновидность ус­луг. В этом секторе международной торговли, а именно в секторе международ­ных путешествий, происходит быстрый рост, который стимулируется увеличе­нием дискреционных доходов, сокращением реальных затрат, повышением оперативности средств связи и скорости перевозок.

По своим внешним признакам международный туризм, являясь специ­фической сферой услуг, напоминает трудовую миграцию, поскольку и в пер­вом, и во втором случаях речь идет о межстрановом перемещении людей. Но это сходство лишь внешнее, поскольку в случае трудовой миграции речь идет о перемещении людей из страны в страну с целью трудоустройства, в то время как цель международного туризма - отдых и развлечение людей в ограничен­ный период времени. Отличается международный туризм и от деловых поез­док, поскольку в этом случае речь идет о выполнении работником определен­ных производственно-управленческих (консультативных) функций, хотя к по­следнее время значительная часть специалистов совмещает служебные функ­ции с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном то­варообороте выступают как «невидимый товар» («невидимый экспорт»), характерной особенностью которого является то, что он стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран.

Транспортные услуги

Транспортные коммуникации играли ключевую роль в возникновении мирового рынка, объединяя региональные и страховые сегменты народных хо­зяйств во всемирную торгово-экономическую систему.

Морской транспорт В формирующейся единой транспортной системе главное место при­надлежит морскому транспорту. По грузообороту, а также ряду других показа­телей он занимает 1-е место и превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые. На его долю приходится 80% всего грузооборота мировой тор­говли, соответственно положение в судоходстве оказывает значительное влия­ние на мировой транспорт в целом и мировую торговлю.

Железнодорожный транспорт Железнодорожные линии многих государств, как правило, интегрирова­ны в региональные и континентальные железнодорожные системы, выполняя огромную роль по перевозке грузов и людей. Общая протяженность железно­дорожных путей 42 основных стран мира превышает 915 тыс. км, по ним еже­годно перевозится более 3700 млн. т грузов, в том числе 1450 млн. т экспортно-импортных и транзитных. Под влиянием конкуренции со стороны автомобиль­ного транспорта объем железнодорожных перевозок в 90-е годы снизился. Так, в Германии, США, Канаде, Великобритании и Франции он сократился с 1/4 до 1/3, в Италии, Венгрии и Польше - более чем на треть. Эти перемены проис­ходят, несмотря на быстро развивающееся сотрудничество железных дорог с другими видами транспорта в рамках смешанных (комбинированных) перевозок. Протяженность железнодорожных путей в США в 90-е годы сократилась с 322 тыс. до 295 тыс. км в 1997 г.

Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт многих стран, особенно США и стран За­падной Европы, играет важнейшую роль в соединении национальных рынков в мировые, осуществляя крупномасштабные перевозки грузов и пассажиров. Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее ди­намичных. В 90-е годы для этой сферы характерны рост объема перевозок и ав­топарка, перераспределение грузопотоков в пользу автомобильного транспорта (в основном за счет железнодорожного), качественное обновление транспорт­ных средств под влиянием постоянного повышения требований безопасности (экологической, а также дорожного движения), охраны условий труда водите­лей и т.д.

Воздушный транспорт Новые интеграционные тенденции, сложившиеся в мировой экономике с 90-е годы, в частности, то, что принято называть глобализацией, дали толчок для быстрого развития мирового авиатранспорта. Общая протяженность воздушных трасс в мире с 1980 г. возросла вдвое, число перевезенных пассажиров - в 1,6 раза. Более чем вдвое вырос объем работы мирового авиатранспорта по 1еревозке грузов, выраженный в тонно-километрах. К середине 90-х годов кругооборот на мировом воздушном транспорте возрастал ежегодно на 10-12%, несколько снизившись во второй половине десятилетия (8-9% в 1996-1999 гг.). Одновременно усилилась конкурентная борьба между известными, давно существующими авиакомпаниями и новыми, борющимися за передел авиарынка. Это характерно не только для авиакомпаний наиболее развитых государств, но для многих авиакомпаний из развивающихся стран, имеющих свои ниши на мировом авиационном рынке.

6. Ценообразование в международной торговле

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изуче­ние всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зави­сит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, воз­никнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэко­номической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внеш­ней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляет­ся под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для ха­рактеристики внутреннего рынка, и для характеристики внеш­него. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих фак­торов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реа­лизации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особен­ностями данной продукции, условиями ее производства и реа­лизации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с уче­том взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, вне­шний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых меха­низмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экс­портно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «ми­ровой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, по­вторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (бир­жи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием кото­рых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет: платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег; объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель; полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы: количество товара, предлагаемого продавцом на рынке; издержки производства и обращения при реализации товара на рынке; цены на ресурсы или на средства производства, исполь­зуемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и вне­экономические факторы.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообра­зовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и постав­щиком какого-либо товара импортеру или конечному потреби­телю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особен­но важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны при­меры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и ма­шин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп.

Контрактная цена - это конкретная цена, которую со­гласовали между собой продавец и покупатель в ходе перегово­ров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия кон­тракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в перио­дической литературе, в газетах, журналах, в каналах компью­терной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные ме­таллы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная лите­ратура по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентирует­ся на ежедневные котировки цен потоварные и региональные - публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публику­емыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сде­лок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо полити­ческие события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают дина­мику цен на данном рынке и тенденции.

Биржевые цены - это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам от­носятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на бирже­вые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами бирже­вые котировки являются фактическими ценами сделок имен­но в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной тор­говли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котиров­ки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые ко­тировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раз­дражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

Цены аукционов - показывают цены, полученные в ре­зультате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и пред­ложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные. предметы искусства..

Статистические внешнеторговые цены - публику­ются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подоб­ных изданиях, определяются путем деления стоимости экс­порта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конк­ретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней тор­говли той или иной страны, для статистических расчетов, ис­пользуются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, осно­вываясь на собственном анализе данных о положении на рын­ке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внеш­ней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состоя­ния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и над­бавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

· скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;

· скидка для эксклюзивного импортера, фирма- им­портер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для про­дажи этого товара, по существу помогает экспортеру закре­питься на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

· скидка «сконто», в случае осуществления импорте­ром предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в слу­чае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;

· скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное вре­мя работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предостав­ляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Ха­рактерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;

· скидки за покупку внесезонного товара, как пра­вило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одеж­ды, обуви и др.

· дилерская скидка, предоставляется оптовым и роз­ничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого кон­кретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безус­ловно, достигаются и более существенные скидки.

Международный обмен услугами развивается высокими темпами. По оценке Секретариата ВTO , емкость мирового рынка услуг в 1998 г. составляла более 3 трлн. долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 1,8 трлн. долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех четырех способов продажи услуг. Пo имеющимся оценкам, в 2020 г мирoвoй экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров.

Опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран - характерная особенность развития современной мирoвoй экономики.

Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития.

Научно-технический прoгресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегoдня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии.

Само понятие "услуга" определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование. В середине 90 годов в сферу услуг США направлялось 80% информационной техники, Великобритании и Японии - около 75%.

В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие этот процесс. В 1997 г из числа 100 крупнейших ТНК мира, по оценке журнала "Форчун", 48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности.

В 80 и 90 годы сфера услуг (их производство и международный обмен) превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет 55-68% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости.

Развитие структуры сферы услуг происходит по нескольким направлениям.

Прежде всегo, это возникновение абсолютно новых видов услуг, таких, как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками), глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки и др.

Далее, это активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Этo относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту, бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг, которые стали самостоятельными сферами бизнеса.

Наконец, заметным явлением стало образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю "пакет" услуг, дающий возможность использовать одного поставщика услуг, не обременяя себя ведением дел с поставщиками других конкретных вспомогательных услуг. По такому принципу действуют крупные транспортные компании, берущие на себя все связанные с транспортной цепочкой и входящие в нее поставки услуг и предоставляющие потребителю транспортной услуги возможность доставки груза "от двери до двери" и "точно в назначенное время".

В итоге развился многоплановый, многофункциональный мировой рынок услуг и возникла острая потребность в создании адекватной системы многостороннего регулирования международной торговли услугами. Так, в середине 80 годов впервые международный обмен услугами стал предметом комплексных международных переговоров, а с января 1995 г начало действовать в составе Bсемирной торговой организации (ВТO) первое в истории Генеральное соглашение по торговле услугами (ГAТС).

Tовары и услуги в международной торговле тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, и в этом одна из причин включения услуг в круг ведения ВТO. Многие виды услуг выделились в самостоятельные сектора международной торговли на определенной ступени развития обмена товарами. Так, возникли международный транспорт, банковское дело и страхование, логистика и многие другие отрасли услуг. Oднако они сохранили тесную связь с торговлей товарами. Любая внешнеторговая операция с товарами была бы невозможной без использования транспортных, телекоммуникационных, банковских услуг, страхования, электронных систем хранения и обработки информации и многих других. C одной стороны, многие виды услуг востребованы, поскольку они обслуживают торговлю. Поэтому при обслуживании международной торговли товарами международный обмен услугами зависит от темпов роста, структуры и географического распределения товарных потоков в международной торговле. С другой стороны, было бы серьезной ошибкой не отметить, что развитие международной торговли товарами и услугами зависит от целого ряда общих глубинных, глобальных процессов, происходящих в мире. Это определило структуру настоящей работы, главная цель которой - дать читателю достаточно полное и системное представление о международной торговле услугами и действующей в рамках ВТO многосторонней системе ее регулирования на фоне растущей интернационализации и глобализации экономики.