Использование рэс. Об утверждении "Положения о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств)"

Государственная услуга по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения (далее - РЭС и ВЧУ) предоставляется территориальными органами Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Служба).

Круг заявителей

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются владельцы РЭС и ВЧУ, пользователи РЭС (далее - заявители), в том числе, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лиц, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, иностранные граждане и лица без гражданства.

Описание результата предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ является:

Регистрация РЭС и ВЧУ путем внесения сведений о зарегистрированных РЭС и ВЧУ в реестр зарегистрированных РЭС и ВЧУ (далее - Реестр);

Направление уведомления об отказе в регистрации РЭС и ВЧУ.

Срок предоставления государственной услуги

В случае подачи заявления о регистрации в электронной форме обработка заявления и регистрация РЭС и ВЧУ осуществляется в автоматическом режиме. При этом выписка из Реестра или мотивированное уведомление об отказе в регистрации РЭС и ВЧУ направляются заявителю в электронной форме в срок не более одного рабочего дня со дня подачи заявления.

В случае подачи заявления о регистрации РЭС и ВЧУ способом, отличным от подачи в электронной форме, территориальный орган Службы не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления осуществляет регистрацию РЭС и ВЧУ путем внесения сведений о зарегистрированных РЭС и ВЧУ в Реестр и направляет заявителю выписку из Реестра или направляет мотивированное уведомление об отказе в регистрации РЭС и ВЧУ.

Справочная информация: (DOCX, 44.37 Kb)

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги

1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 10, ст. 1069; № 31, ст. 3431, 3452; 2007, № 1, ст. 8; № 7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, № 29, ст. 3625; 2010, № 7, ст. 705; № 15, ст. 1737; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 7, ст. 901; № 9, ст. 1205; № 25, ст. 3535; № 27, ст. 3873, 3880; № 29, ст. 4284, 4291; № 30, ст. 4590; № 45, ст. 6333; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7351, 7366; 2012, № 31, ст. 4322, 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 19, ст. 2326; № 27, ст. 3450; № 30, ст. 4062; № 43, ст. 5451; № 44, ст. 5643; № 48, ст. 6162; № 49, ст. 6339, 6347; № 52, ст. 6961; 2014, № 6, ст. 560; № 14, ст. 1552; № 19, ст. 2302; № 26, ст. 3366, 3377; № 30, ст. 4229, 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4342, 4383, ст. 4389; 2016, № 10, ст. 1316, 1318; № 15, ст. 2066; № 18, ст. 2498; № 26, ст. 3873; № 27, ст. 4213, 4221; № 28, ст. 4558; 2017, № 17, ст. 2457; № 24, ст. 3479; № 31, ст. 4742, 4794; № 50, ст. 7557; 2018, № 17, ст. 2419; № 32, ст. 5135; № 51, ст. 7862; № 53, ст. 8455);

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2; ст. 232; № 29, ст. 3693; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; 2010, № 50, ст. 6609; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6329; № 47, ст. 6608; № 49, ст. 7033; 2012, № 29, ст. 3990; № 30, ст. 4175; № 53, ст. 7621; 2013, № 8, ст. 717; № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3460; ст. 3475, ст. 3477; № 48, ст. 6160; № 52, ст. 6986; 2014, № 26, ст. 3406; № 30, ст. 4268; № 49, ст. 6928; 2015, № 14, ст. 2008, № 27, ст. 3967; № 48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 19; № 52, ст. 7493, ст. 7510; 2017, № 11, ст. 1539; № 23, ст. 3227; № 24, ст. 3485; № 31, ст. 4766; № 45, ст. 6581; № 50, ст. 7563; 2018, № 1, ст. 61; № 11, ст. 1582, ст. 1591; № 31, ст. 4861);

3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 15, ст. 2038; № 27, ст. 3873, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4587; № 49, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1651; № 27, ст. 3477, ст. 3480; № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6679; № 52, ст. 6952, ст. 6961, ст. 7009; 2014, № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4264; № 49, ст. 6928; 2015, № 1, ст. 67, ст. 72; № 10, ст. 1393; № 29, ст. 4342, ст. 4376; 2016, № 7, ст. 916; № 27, ст. 4293, ст. 4294; 2017, № 1, ст. 12; № 31, ст. 4785; № 50, ст. 7555; 2018, № 1, ст. 63; № 9, ст. 1283; № 17, ст. 2427; № 18, ст. 2557; № 24, ст. 3413; № 27, ст. 3954; № 30, ст. 4539; № 31, ст. 4858);

4. Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506; 2017, № 44, ст. 6523; 2018, № 6, ст. 880; № 25, ст. 3696; № 36, ст. 5623; № 46, ст. 7050);

5. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 12, ст. 1431; 2010, № 13, ст. 1502; № 26, ст. 3350; 2011, № 3, ст. 542; № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 21, ст. 2965; № 40, ст. 5548; 2011, № 44, ст. 6272; 2012, № 20, ст. 2540; № 39, ст. 5270; № 44, ст. 6043; 2013, № 45, ст. 5822; 2014, № 47, ст. 6554; 2015, № 2, ст. 491; № 22, ст. 3225; № 49, ст. 6988; 2016, № 2, ст. 325; 2016, № 23, ст. 3330; № 24, ст. 3544; № 28, ст. 4741; 2017, № 28, ст. 4144; № 41, ст. 5980; 2018, № 6, ст. 893; № 40, ст. 6142; 2019, № 10, ст. 970);

6. Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 38, ст. 4823; 2011, № 24, ст. 3503; № 49, ст. 7284; 2013, № 45, ст. 5827; 2014, № 12, ст. 1303; № 42, ст. 5746; № 48, ст. 6862; № 48, ст. 6876; № 50, ст. 7113; 2016, № 34, ст. 5243; 2017, № 29, ст. 4380; № 30, ст. 4672; № 41, ст. 5981; № 44, ст. 6523; № 45, ст. 6661; 2018, № 28, ст. 4234; № 49, ст. 7600);

7. Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 44, ст. 6274; № 49, ст. 7284; 2013, № 45, ст. 5807; 2014, № 50, ст. 7113; 2015, № 1, ст. 283; № 8, ст. 1175; 2017, № 20, ст. 2913; № 23, ст. 3352; № 32, ст. 5065; № 41, ст. 5981; № 44, ст. 6523; 2018, № 8, ст. 1215; № 15, ст. 2121; № 25, ст. 3696; № 40, ст. 6142);

8. Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 44, ст. 6274; № 49, ст. 7284; 2013, № 45, ст. 5807; 2014, № 50, ст. 7113; 2015, № 1, ст. 283; № 8, ст. 1175; 2017, № 20, ст. 2913; № 23, ст. 3352; № 32, ст. 5065; № 41, ст. 5981; № 44, ст. 6523; 2018, № 8, ст. 1215; № 15, ст. 2121; № 25, ст. 3696; № 40, ст. 6142);

9. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4137; 2007, № 31, ст. 4093; 2008, № 42, ст. 4832; 2010, № 13, ст. 1502; 2011, № 43, ст. 6073; 2012, № 1, ст. 144; 2013, № 12, ст. 1336; 2014, № 34, ст. 4673; № 49, ст. 6959; 2016, № 1, ст. 252; № 29, ст. 4823; № 46, ст. 6459; 2017, № 29, ст. 4377; № 52, ст. 8128; 2018, № 40, ст. 6142; № 53, ст. 8673);

10. Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 377; № 45, ст. 5807; № 50, ст. 6601; 2014, № 50, ст. 7113; 2016, № 34,ст. 5247; 2017, № 44, ст. 6523; 2018, № 49, ст. 7600);

11. Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов российской федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 35, ст. 4829; 2014, № 50, ст. 7113; 2015, № 47, ст. 6596; 2016, № 51, ст. 7370; 2017, № 44, ст. 6523; 2018, № 25, ст. 3696);

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 48, ст. 6706; 2013, № 52, ст. 7218; 2015, № 2, ст. 518; 2018, № 49, ст. 7600);

13. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 22 октября 2018 № 154 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2019 г., регистрационный № 54229);

14. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 193 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по федеральному округу и Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в субъекте Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2015 г., регистрационный № 39151, с изменениями, внесенными приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 5 марта 2019 г. № 82 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2019 г., регистрационный № 54249);

15. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 января 2015 № 2 «Об утверждении перечня технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, форм свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и форм свидетельств об образовании позывных сигналов опознавания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2015 г., регистрационный № 36371, с изменениями, внесенными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 января 2015 г. № 2 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2015 г., регистрационный № 39806), приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июня 2018 г. № 316 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2018 г., регистрационный № 51722);

16. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июня 2018 г. № 316 «Об утверждении требований к формированию реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и предоставлению выписки из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и о внесении изменений в Перечень технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, утвержденный приказом Минкомсвязи России от 13.01.2015 № 2» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2018 г., регистрационный № 51722);

17. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июня 2018 г. № 317 «Об утверждении формы выписки из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2018 г., регистрационный № 51657);

18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный № 38115).

Документы, необходимые для регистрации РЭС и ВЧУ

Регистрация РЭС и ВЧУ осуществляется путем внесения записи в Реестр на основании заявления заявителя.

Образец заявления о регистрации РЭС и ВЧУ приведен в приложении № 1 к административному регламенту (DOCX, 17.21 Kb)

К заявлению о регистрации РЭС и ВЧУ прилагаются:

сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых РЭС и ВЧУ(RTF, 377.66 Kb ) ;

копия договора оператора связи с абонентом, пользовательское (оконечное) оборудование которого работает в сети связи оператора - владельца разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, - в случае, если регистрация пользовательского (оконечного) оборудования осуществляется на основании разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного владельцу сети связи;

копия договора между владельцем радиоэлектронных средств и пользователем радиоэлектронного средства - в случае, если предполагается совместное использование радиоэлектронного средства;

письменное согласие владельца абонентской земной станции спутниковой связи, работающей через искусственные спутники Земли по технологии VSAT (далее - станция спутниковой связи VSAT), работающей в сети связи оператора связи, на подачу заявления о регистрации этой станции спутниковой связи VSAT оператором связи;

копия договора оператора связи с имеющим разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов владельцем центральной земной станции, управляющей сетью спутниковой связи, и копия договора оператора связи с владельцем станции спутниковой связи VSAT, работающей в сети связи оператора связи, - в случае, если осуществляется регистрация станции спутниковой связи VSAT, работающей в Кu- и (или) Ка-диапазоне.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Основаниями для отказа в регистрации РЭС и ВЧУ являются:

несоответствие представляемых документов требованиям, установленным законодательства Российской Федерации;

непредставление документов, необходимых для регистрации РЭС и ВЧУ, указанных в Правилах регистрации РЭС и ВЧУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539 (RTF, 560.38 Kb) ;

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие прилагаемых к заявлению о регистрации РЭС и ВЧУ сведений о технических характеристиках и параметрах излучений РЭС и ВЧУ, перечень которых утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.01.2015 N 2 (RTF, 377.66 Kb) , требованиям, установленным в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

невыполнение заявителем условия, установленного в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов, в части предельного срока регистрации РЭС и ВЧУ.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

Предоставление государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ для заявителей осуществляется на безвозмездной основе.

Состав административных процедур (действий),

Предоставление государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ включает в себя следующие административные процедуры:

регистрация РЭС и ВЧУ и внесение записи в Реестр;

предоставление выписки из Реестра;

исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Выполнение территориальными органами Службы указанных административных процедур осуществляется как в электронной форме, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Предоставление государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ и выполнение указанных административных процедур в многофункциональных центрах не осуществляется.

Предоставление государственной услуги по регистрации РЭС и ВЧУ осуществляется по заявлению заявителя, подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе через Сайт и Единый портал.

Заявление владельца, подаваемое в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае подачи заявления о регистрации РЭС и ВЧУ в электронной форме заявителем, которым является физическое лицо, указанное заявление может быть подписано простой электронной подписью (подтвержденной) в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг».

Образцы заявлений:

Образец заявления о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения (DOCX, 17.21 Kb) ;

Образец заявления на получение выписки из Реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (DOCX, 19.43 Kb) ;

Образец заявления о прекращении действия регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и действия записи в Реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (DOCX, 14.36 Kb).

О регистрации РЭС с использованием единого технического справочника

В целях повышения эффективности информационного обмена и построения единого информационного пространства Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций разработан и введен в действие приказом Роскомнадзора от 19 января 2011 г. № 23 Единый технический справочник радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - ЕТС).

Информация о типах и наименованиях РЭС и ВЧУ находится на информационном портале ЕТС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.ets-res.ru

Основным источником получения информации о наименованиях, технических характеристиках и параметрах излучения РЭС и ВЧУ являются сведения, указываемые заводами - изготовителями радиоэлектронной аппаратуры.

Учитывая изложенное, просим владельцев РЭС и ВЧУ, в документах, подаваемых для регистрации РЭС и ВЧУ (Заявление и перечень технических характеристик и параметров излучения РЭС), указывать наименование РЭС и ВЧУ в строгом соответствии с ЕТС или в соответствии с наименованием, присвоенным данному средству заводом изготовителем.

Публичная часть реестра зарегистрированных средств и высокочастотных устройств

Публичная часть реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств размещена на Сайте Службы.


Оценить

Время публикации: 19.11.2009 15:30
Последнее изменение: 24.04.2019 16:14

размер шрифта

Международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией в рамках МСЭ и двусторонних или многосторонних соглашений с администрациями иностранных государств, а также обязательствами, принятыми в рамках международных организаций, членом которых является Российская Федерация;

Условиями, определенными решениями ГКРЧ о совместном использовании полос радиочастот РЭС гражданского применения и РЭС, обеспечивающих потребности правительственной связи, правопорядка, безопасности и обороны России;

Условиями обеспечения электромагнитной совместимости РЭС различного применения и условиями совмещения различных радиослужб в Российской Федерации.

3.2. Назначение радиочастот РЭС различного применения осуществляется централизованно или децентрализованно.

Перечни радиочастот и РЭС гражданского применения, назначение радиочастот которым осуществляется децентрализованно, а также процедура централизованного и децентрализованного назначения радиочастот РЭС гражданского применения в конкретных полосах радиочастот определяются ФГУП "Главный радиочастотный центр" по согласованию с Минобороны России.

Перечни радиочастот децентрализованного назначения могут составляться как для всей территории страны, так и для отдельных регионов или районов страны.

Порядок централизованного и децентрализованного назначения радиочастот РЭС военного применения и РЭС федеральных органов исполнительной власти, находящихся на частотном обеспечении Минобороны России, определяет Минобороны России.

3.3. Радиочастотные органы при назначении радиочастот должны учитывать:

Перспективы использования полос радиочастот РЭС различного применения, наличие свободного радиочастотного ресурса и сложившуюся электромагнитную обстановку в конкретном районе (регионе) России, где планируется использование РЭС;

Частотные присвоения, внесенные в Международный справочный регистр частот, и фактическое их использование действующими РЭС;

Необходимость координации частотных назначений с администрациями связи заинтересованных государств в случаях, определенных регламентом радиосвязи или соглашениями с администрациями связи иностранных государств;

Нормы частотно - территориального разноса (ЧТР) и условия использования полос радиочастот и РЭС, устанавливаемые соответствующими решениями ГКРЧ.

3.4. Назначение радиочастот стационарным РЭС гражданского применения проводится органами государственной радиочастотной службы одновременно с согласованием в установленном порядке мест их размещения.

3.5. Работы по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах должны быть выполнены в течение срока, указанного в разрешении на использование радиочастот, который не должен превышать 6 месяцев.

На основании обоснованного обращения пользователя в отдельных случаях допускается продление срока проведения работ по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах на срок не более 6 месяцев. Продление срока для завершения работ оформляется радиочастотным органом один раз.

Разрешение на использование радиочастот, в соответствии с которым не проведены работы по вводу РЭС в эксплуатацию в указанные сроки, утрачивает силу.

3.6. Частотные назначения могут быть изменены:

В соответствии с требованиями настоящего Положения с согласия юридического (физического) лица, которому было дано разрешение на их использование;

В интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

3.7. Частотное назначение РЭС без дополнительных согласований может быть переоформлено на нового пользователя при условии, что на момент передачи (продажи) РЭС разрешения на использование радиочастот и РЭС действительны, а места размещения РЭС и их характеристики не изменились. При этом переоформлению подлежат как решение ГКРЧ (при необходимости), так и разрешение органов государственной радиочастотной службы.

Органы государственной радиочастотной службы, переоформившие разрешение на использование радиочастот, уведомляют в установленном порядке радиочастотные органы, проводившие согласование радиочастот.

3.8. В случае, если возникает необходимость использования приобретенных РЭС гражданского применения в другом районе или для другой цели, владелец РЭС должен получить в установленном порядке решение ГКРЧ (при необходимости) и разрешение органов государственной радиочастотной службы на использование радиочастот в новых условиях.

3.9. Назначение радиочастот РЭС гражданского применения, используемых при проведении научно - исследовательских и экспериментальных работ, проводится в установленном порядке ФГУП "Главный радиочастотный центр" на срок не более 6 месяцев.

Назначение радиочастот указанным РЭС на срок более 6 месяцев ФГУП "Главный радиочастотный центр" осуществляет на основании решений ГКРЧ.

3.10. В полосах радиочастот, распределенных таблицей на первичной основе нескольким службам, радиочастоты РЭС этих служб назначаются на равных условиях исходя из общих принципов, изложенных в настоящем Положении, или в соответствии с планами (условиями) совместного использования этих полос радиочастот, если иное не предусмотрено решениями ГКРЧ.

Для РЭС радиослужб, которым полосы радиочастот распределены таблицей на вторичной основе, радиочастоты назначаются на следующих условиях:

РЭС вторичных служб не должны создавать вредных помех РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;

РЭС вторичных служб не могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;

РЭС вторичных служб, однако, могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС той же или другой вторичной службы (служб), которым частоты могут быть присвоены позже.

3.11. Для некоторых радиослужб ФГУП "Главный радиочастотный центр" могут разрабатываться территориальные планы частотных назначений РЭС гражданского применения. Эти планы согласовываются с Минобороны России и при необходимости с ФАПСИ. В дальнейшем органы государственной радиочастотной службы при назначении радиочастот РЭС этих радиослужб руководствуются согласованными планами и дополнительных согласований не проводят.

Территориальные планы частотных назначений могут, по мере необходимости, периодически корректироваться и уточняться с учетом изменившихся условий использования выделенного радиочастотного ресурса. Уточнения и изменения, вносимые в территориальные планы частотных назначений, согласовываются с Минобороны России (при необходимости - с ФАПСИ).

3.12. Радиочастотные органы при назначении радиочастот РЭС различного применения должны соблюдать следующий порядок.

В полосах радиочастот категории "ПР" РЭС правительственного применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС гражданского применения. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС правительственного применения осуществляются радиочастотными органами Минобороны России или ФАПСИ. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС гражданского применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений органы государственной радиочастотной службы осуществляют назначения радиочастот конкретным РЭС гражданского применения.

В полосах радиочастот категории "ГР" РЭС гражданского применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС правительственного применения. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС гражданского применения осуществляются органами государственной радиочастотной службы без согласования с Минобороны России и ФАПСИ. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС правительственного применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений назначение радиочастот конкретным РЭС правительственного применения осуществляет Минобороны России или ФАПСИ.

В полосах радиочастот категории "СИ" РЭС правительственного и гражданского применения пользуются равным правом использования радиочастот. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС правительственного и гражданского применения осуществляются радиочастотными органами Минобороны России, ФАПСИ и органами государственной радиочастотной службы соответственно, на условиях совместного использования этих полос радиочастот, определяемых решениями ГКРЧ. В отдельных случаях, при наличии согласованных планов распределения радиочастот, назначение радиочастот радиоэлектронным средствам гражданского применения органы государственной радиочастотной службы осуществляют без согласования с радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ, а радиоэлектронным средствам правительственного применения радиочастотные органы Минобороны России и ФАПСИ - без согласования с органами государственной радиочастотной службы.

Назначение радиочастот РЭС гражданского применения, входящих в состав спутниковых или космических систем, осуществляется ФГУП "Главный радиочастотный центр" на условиях, определяемых соответствующими решениями ГКРЧ.

3.13. Радиочастоты радиоэлектронным средствам различного применения назначаются на основании расчетов на электромагнитную совместимость с другими РЭС, работающими в совмещенных полосах частот и расположенными в районах размещения данных РЭС, исходя из реальной электромагнитной обстановки. Необходимость разработки условий совместного использования и/или норм частотно - территориального разноса определяется соответствующими решениями ГКРЧ.

Разработка норм ЧТР и методик расчетов ЭМС обеспечивается заявителями. К разработке норм ЧТР и методик расчета ЭМС привлекаются научно - исследовательские организации Минсвязи России, Минобороны России и, при необходимости, ФАПСИ. Нормы ЧТР и методики расчета ЭМС РЭС, утвержденные ГКРЧ, могут применяться радиочастотными органами для РЭС любого заявителя (пользователя). Нормы ЧТР по мере необходимости уточняются и дополняются с учетом изменений технических характеристик РЭС.

3.14. Расчеты электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского применения проводятся органами государственной радиочастотной службы с привлечением (при необходимости) научных или проектных организаций, имеющих право на проведение таких работ. Результаты этих расчетов используются в процессе планирования и согласования рабочих радиочастот РЭС гражданского применения. Ответственность за полноту и достоверность проведенных расчетов ЭМС несут организации, проводившие эти расчеты.

3.15. При назначении радиочастот правом приоритета пользуется тот заявитель, который первым представил заявку на присвоение радиочастот в установленном порядке.

Частотный ресурс между пользователями может распределяться на конкурсной основе. Победителям конкурса назначение радиочастот осуществляется радиочастотными органами в установленном порядке.

В соответствии с основополагающим законом в области связи от 07 июля 2003 №126-ФЗ «О связи», одним из принципов использования в Российской Федерации радиочастотного спектра является разрешительный порядок доступа к нему пользователей. Весь радиочастотный спектр разбит на полосы радиочастот между различными радиослужбами, в соответствии с Таблицей распределения полос радиочастот и в зависимости от перспективности направления использования, подразделяется на категории:

  • ГР - полоса радиочастот преимущественного пользования радиоэлектронных средств (РЭС) гражданского назначения;
  • ПР - полоса радиочастот преимущественного пользования РЭС, предназначенных для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
  • СИ - полоса радиочастот совместного пользования РЭС любого назначения.

В общем случае процесс оформления разрешительных документов для эксплуатации радиоэлектронного средства состоит из следующих этапов:

1. Получение решения ГКРЧ.

Регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ). Полосы радиочастот для использования радиослужбами или отдельными лицами выделяются ГКРЧ в соответствии с Порядком рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, переоформления решений и внесения в них изменений. Решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот может выноситься как в отношении неопределенного круга лиц, так и в отношении определенного лица. Решение ГКРЧ в отношении неопределенного круга лиц определяет порядок выделения частот для различных радиослужб в пределах конкретного диапазона частот. Решение о выделении полосы радиочастот в отношении определенного лица принимается ГКРЧ при отсутствии решения ГКРЧ для неопределенного круга лиц в случаях:

  • использования космических систем и входящих в них РЭС не для целей оказания услуг связи;
  • проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ на период их проведения;
  • использования полосы радиочастот федеральными органами исполнительной власти для целей исполнения своих функций.

Поскольку, в большинстве случаев, применение распространенного на телекоммуникационном рынке оборудования регулируется решениями ГКРЧ о выделении полосы радиочастот в отношении неопределенного круга лиц, то реальным начальным этапом при получении радиочастот становится получение заключения экспертизы электромагнитной совместимости.

Заключение экспертизы электромагнитной совместимости (ЭМС) выдается федеральным государственным унитарным предприятием «Главный радиочастотный центр» (ФГУП «ГРЧЦ») на основании радиочастотной заявки, в соответствии с Порядком проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот , утвержденным решением ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-02. Весь процесс получения заключения экспертизы ЭМС занимает 5 - 6 месяцев и состоит из следующих основных этапов:

  1. Подготовка и направление радиочастотной заявки с приложением необходимых документов, в соответствии с требованиями Порядка проведения экспертизы.
  2. Расчет ФГУП «ГРЧЦ» электромагнитной совместимости заявленных РЭС с действующими и планируемыми для использования РЭС гражданского назначения и РЭС иностранных государств и определение необходимости проведения процедуры международной правовой защиты использования присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов (на основании подписанного договора и после оплаты счета) .
  3. Согласование возможности использования запрашиваемых радиочастот РЭС гражданского назначения и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС Минобороны России и/или ФСО России, а также для согласования мест размещения заявленных стационарных РЭС гражданского назначения в ФСО России и/или ФСБ России.
  4. Разработка условий возможного использования радиочастот и плана частотно-территориального размещения РЭС с учетом расчетов ЭМС (в случае их проведения) и заключений Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России.
  5. Оформление и выдача заключения экспертизы ЭМС (после оплаты счета) .

Заключение экспертизы оформляется на срок от шести месяцев до одного года, за это время нужно успеть оформить разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

Сократить сроки оформления заключения экспертизы ЭМС можно за счет:

  1. Сокращение сроков почтовой пересылки документов (отправка заявки курьерской службой или подача документов в электронном виде через "Кабинет заявителя" в ФГУП "ГРЧЦ").
  2. Минимизация времени подписания договора и оплаты счетов.
  3. Сокращение сроков согласования с Минобороны России и/или ФСО России за счет предварительного подбора номиналов радиочастот. (В соответствии с изменениями, внесенными решением ГКРЧ от 19.12.2012 N 12-16-06-1, при проведении ЭМС по радиочастотным заявкам, содержащим конкретные номиналы радиочастот или радиочастотные каналы, и при наличии в радиочастотной заявке соответствующего указания заявителя организация радиочастотной службы в течение 5 рабочих дней после начала проведения расчета ЭМС направляет радиочастотные заявки для согласования в Минобороны России и/или ФСО России)

Процедура получения разрешения на использование радиочастот регламентируется Порядком, утвержденным решением ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-02. Решение о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения принимается Роскомнадзором на основании заявлений граждан Российской Федерации или российских юридических лиц. Заявление на присвоение (назначение) радиочастот, на продление срока действия разрешения, на переоформление разрешения, на внесение изменений в разрешение подается в электронном виде через "Личный кабинет заявителя" Единого портала государственных и муниципальных услуг, либо на бумажном носителе.

По результатам рассмотрения заявления не позднее чем через 35 рабочих дней со дня его регистрации в Роскомнадзоре, по основаниям, предусмотренным законодательством, Роскомнадзор принимает положительное или отрицательное (отказ) решение.

Информация о принятии соответствующего решения размещается на официальном сайте Роскомнадзора (www.rsoc.ru) в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов оформляется Роскомнадзором и направляется заявителю в течение 20 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Общий срок действия присвоения радиочастот или радиочастотных каналов не должен превышать 10 лет.

Уменьшить общее время оформления радиочастот можно направлением заявления на регистрацию радиоэлектронного средства, не дожидаясь получения разрешения на использование радиочастот (поскольку прикладывать копию разрешения не требуется, нужно только указать номер и дату разрешения, а эта информация публикуется на сайте Роскомнадзора в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения).

4. Регистрация радиоэлектронного средства

Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539.

Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Территориальный орган Роскомнадзора не позднее 10 рабочих дней с момента получения заявления выдает заявителю свидетельство о регистрации или мотивированное уведомление об отказе в такой регистрации.

Свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.

Срок действия свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств соответствует сроку действия разрешения на использование радиочастот, если такое разрешение требуется.

Срок действия свидетельства о регистрации высокочастотных устройств, а также радиоэлектронных средств, для которых не требуется разрешение на использование радиочастот, составляет 10 лет, если заявителем не указан меньший срок.

(полное и краткое наименования юридического лица или Ф. И.О. физического лица)

Дата и номер договора от 01.01.2001 № ЭД-16-00015

2. Радиослужба Фиксированная

(фиксированная)

3. Основание для запроса радиочастот 10-07-02 от 01.01.2001

(номер и дата решения ГКРЧ)

(сеть связи общего пользования, выделенная сеть, технологическая сеть)

5. Назначение сети Сеть беспроводного доступа по схеме «точка –точка»

(радиорелейная линия, сеть беспроводного доступа по схеме «точка – много точек», сеть беспроводного доступа по схеме «точка – точка», MMDS, стационарные и передвижные репортажные телевизионные станции, генератор радиошума)

(субъект(-ы) Российской Федерации)

7. Наименование технического стандарта (протокола) используемого оборудования

(заполняется при наличии такового)

8. Полосы радиочастот, _М_Гц 5650 - 6425


(согласно решению ГКРЧ)



6. Технология дуплексирования TDD (временное дуплексирование)




10. Ширина полосы излучения передатчика

11. Частотный разнос соседних каналов для класса излучения

12. Мощность на выходе передатчика, Вт:

минимальная 0,001

13. Чувствительность приемника и защитное отношение к шумовой помехе


14. Полоса пропускания УПЧ приемника

(руководитель юридического лица или физическое лицо)


1 Для сетей беспроводного доступа представляются общие технические данные для базовой и абонентской станций.

Использование воздушного пространства для передачи информации посредством электромагнитного излучения, в том числе излучения, создаваемого радиоэлектронными средствами (далее по тексту - "РЭС") ограничено. Воздушное пространство России является частью её территории. А в соответствии со ст. 4 Конституции РФ, "Суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".

Федеральный закон "О связи" № 126-ФЗ от 07.07.2003 для законного использования РЭС в России требует последовательно одно за другим получить указанные ниже разрешения.

До начала легализации предполагается, что изготовитель/продавец РЭС получил декларацию/сертификат соответствия Системы Сертификации в области Связи .

1. Решение о выделении полос радиочастот

Выделение полос радиочастот осуществляет государственная комиссия по радиочастотам (далее - "ГКРЧ") при Минкомсвязи. При этом в соответствии с п. 2 ст. 22 ФЗ № 126-ФЗ от 07.07.03 "О связи", Постановление КС РФ от 28.02.2006 N 2-П, ГКРЧ является межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам, не является федеральным органом исполнительной власти и не может осуществлять нормативно-правовое регулирование. В состав ГКРЧ входят представители всех "силовых" ведомств, связных, транспортных ведомств, ФТС и МПТР.

Назначение полос радиочастот прописано в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации. На основании записей Таблицы принимается решение о выделении полос радиочастот, а также устанавливаются условия такого выделения.

Полосы радиочастот делятся на 3 категории:

1) Преимущественного пользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (далее по тексту - "ПР". Их26,56 % от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц );

2) Преимущественного пользования РЭС гражданского назначения (далее по тексту - "ГР ". Их2,14% от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц);

3) Совместного пользования РЭС любого назначения (далее по тексту - "СИ "). Их71,3 % от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц).

В полосах ГР не проводятся согласования федеральными органами исполнительной власти в области правительственной связи и информации и в области обороны.

В настоящее время ГКРЧ все больше приходит к так называемым "обобщенным" решениям, когда полосы радиочастот выделяются для использования всем лицам без оформления отдельных решений ГКРЧ для каждого конкретного лица, при условии, что основные технические характеристики используемых РЭС соответствуют техническим характеристикам, указанным в решении . Если такое решение есть, и характеристики РЭС соответствуют, то отпадает необходимость выделения радиочастот частным решением.

Частным решением ГКРЧ выделяет полосы радиочастот конкретному получателю. До этого ГКРЧ обращается с запросами в Минобороны России и/или ФСО России и Роскомнадзор и другие органы для проведения ими технической экспертизы. А данные органы дают оценку возможности обеспечения электромагнитной совместимости заявляемых РЭС с РЭС, которым уже выделены полосы радиочастот или по которым заявки поданы раньше. Выделение полос радиочастот будет только при условии положительных заключений всех экспертных органов.

При этом трудно предсказывать сроки получения такого решения, так как:

Сроков или периодичности проведения ГКРЧ не установлено (бывали случаи, когда ГКРЧ не проводило заседания и 8,5 месяцев),

В отдельных случаях по обращению федерального органа исполнительной власти (члена ГКРЧ) при наличии мотивированных обоснований, ГКРЧ может принимать решения о переносе на следующее заседание рассмотрения подготовленного аппаратом ГКРЧ проекта решения, но не более одного раза.

Выделение полос радиочастот осуществляется на десять лет. Право на использование полос радиочастот, оформленное решением ГКРЧ конкретному заявителю, не может быть передано другим юридическим или физическим лицам без оформления в установленном порядке соответствующего решения ГКРЧ.

При выделении частным решением ГКРЧ полос радиочастот для конкретных типов РЭС, разрешается использовать эти полосы радиочастот для иных типов РЭС, с идентичными режимами работы, идентичными техническими характеристиками излучения и приёма на условиях, определённых в указанных решениях ГКРЧ, без расширения территории использования РЭС.

При этом, несмотря на указание Конституционного суда РФ , решения межведомственного координационного органа ГКРЧ не утверждаются Минкомсвязи, но лишь подписываются председателем ГКРЧ, который является по должности - министром связи и массовых коммуникаций. В силу вышеизложенного, невозможно оспорить в суде отказ в выделении полос радиочастот. В самом лучшем случае срок получения решения ГКРЧ составит 5,5 месяцев, но в среднем 8,5 месяцев .

2. Лицензия на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра

Для получения лицензии к стандартному пакету документов необходимо также приложить решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот. Предоставление лицензии оплачивается государственной пошлиной в размере 2600 рублей. Решение о предоставлении лицензии принимается Роскомнадзором в срок, не превышающий семидесяти пяти дней со дня регистрации заявления. Ещё примерно 1,5 месяца лицензия будет печататься. Средний срок получения "частотной" лицензии на руки - 4 месяца.

В условиях действия такой лицензии будет прописано следующее лицензионное условие: "Лицензиат обязан в процессе оказания услуг в соответствии с данной лицензией выполнять условия, установленные при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала".

Если лицензия есть, но вместо вышеуказанной фразы прописано: "При оказании услуг связи в соответствии с данной лицензией радиочастотный спектр не используется", то необходимо получить новую лицензию, но уже с использованием радиочастотного спектра.

Торги (конкурсы)

Если ГКРЧ установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории, то проводится конкурс, победитель которого сразу получает лицензию и выделение полос радиочастот (проходит первые 2 этапа) . То есть победитель конкурса все равно будет обязан пройти следующие 3 этапа. Здесь следует отметить, что конкурсы проводит Роскомнадзор. И зачастую конкурсные условия не соответствуют ФЗ "О защите конкуренции" и оспариваются в Федеральной антимонопольной службе и суде.

Данные правила не распространяются на отношения, связанные с использованием радиочастот при оказании услуг связи для целей наземного эфирного телерадиовещания в столицах субъектов РФ и в городах с численностью населения свыше 200 тыс. человек. Здесь лицо, выигравшее конкурс, проводимый Федеральной конкурсной комиссией при Минкомсвязи, сразу получит частоты, вещательную и связную лицензии . При этом средний размер официального конкурсного взноса на радиовещание составляет примерно 1,5 млн. рублей. Процедура конкурса не прозрачна.

3. Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

Иногда в обобщенном решении ГКРЧ также указывается, что можно использовать частоты без присвоения (назначения) радиочастот (радиочастотных каналов) для каждого конкретного пользователя при условии, что основные технические характеристики используемых РЭС соответствуют техническим характеристикам, указанным в решении ГКРЧ . Если такое решение есть, то для легального использования РЭС достаточно его регистрации и ввода в эксплуатацию. Если данного условия не прописано в обобщенном решении ГКРЧ, то необходимо пройти следующие подэтапы:

3.1. Экспертиза о возможности использования заявленных РЭС и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС

Головной экспертной организацией является радиочастотная служба (ФГУП "Главный РадиоЧастотный Центр" и ФГУПы РЧЦ Федеральных округов ).

Соисполнителями экспертизы являются органы Минобороны России и/или ФСО России и/или ФСБ РФ и Роскомнадзор.

Условием принятия документов к экспертизе является наличие обобщенного решения ГКРЧ или обращение в радиочастотную службу по каждому населенному пункту в течение одного года со дня принятия частного решения ГКРЧ.

При этом каждая экспертиза оплачивается по прейскурантам, установленным радиочастотной службой. Прейскуранты не опубликованы, хотя должны быть утверждены Минкомсвязи, так как данные услуги отнесены к платным услугам, оказываемых в целях предоставления Роскомнадзором государственной услуги .

На практике, чем больше количество РЭС и чем в большем количестве точек они установлены, тем больше будет стоимость услуг. При этом радиочастотная служба выдаст положительное заключение экспертизы только при условии положительных заключений всех экспертных органов.

Этот этап самый сложный и непредсказуемый, ибо на нём проверяется, не будет ли данное РЭС создавать радиопомехи РЭС, которые имеют действующее заключение экспертизы или подали заявку на экспертизу раньше.

На основании не прохождения этого этапа Минобороны не согласованло Ростелекому в присвоение частот в полосе 2,3-2,4ГГц, выигранных по конкурсу.

Средний срок прохождения заявки составляет 7,5 месяцев. Однако, если необходима международная координация (РЭС будут расположены вблизи границы РФ) или будет определена необходимость проведения натурных испытаний (рядом ВЧ, аэропорт, крупные правительственные учреждения), то срок намного увеличивается. Заключение экспертизы выдается сроком на три месяца.

Документом, венчающим экспертизу, будет заключение экспертизы. При этом экспертное заключение не может быть оспорено в суде, так как отсутствуют конкурирующие организации, проводящие экспертизу. Кроме того, не понятно как формировать доказательственную базу, учитывая, что письменные согласования силовых ведомств являются закрытой информацией, составляющей государственную тайну.

3.2. Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

Решение по данному этапу принимается Роскомнадзором не позднее чем через 60 рабочих дней со дня регистрации обращения. Условием принятия документов является наличие действующего положительного заключения экспертизы ФГУП "ГРЧЦ".

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок, или на меньший срок в случае, если необходима международная координация или будет определена необходимость проведения натурных испытаний. Срок присвоения (назначения) для орбитально-частотного ресурса может быть увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи.

Документом, подтверждающим присвоение радиочастот или радиочастотных каналов, является разрешение на их использование. Разрешение направляется заявителю в течение 20 рабочих днейсо дня принятия решения. Итоговый срок получения разрешения на руки: 115 календарных дней, т.е. почти 4 месяца.

При этом условием действия разрешения является регистрация РЭС в территориальном управлении по его месту установки в течение одного года после присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

4. Регистрация РЭС.

Регистрацию РЭС производит территориальное управление Роскомнадзора по месту установки РЭС не позднее 10 рабочих (14 календарных) дней с даты регистрации заявления, при условии наличия выданного не позднее года до даты обращения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Порядок регистрации установлен Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств . Документом, подтверждающим регистрацию РЭС, является свидетельство о регистрации РЭС.

Оплата за использование радиочастотного ресурса

П. 4 ст. 23 ФЗ "О связи" устанавливает, что "Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется исключительно Правительством Российской Федерации".

Так как Правительство не определилось с порядком взимания платы, требования РЧЦ заключить договор на оказание услуг является предложением заключить договор. Оператор связи в рамках коммерческого оборота имеет право как отказать в заключении такого договора по причине незаинтересованности в услугах РЧЦ так и предложить оплатить в меньшем размере. Данная точка зрения подкрепляется судебной практикой .

Прочие процедуры, свойственные не только сети связи с использованием РЭС

  • - Проектирование сети связи с использованием беспроводного доступа.
  • - Экспертиза проекта сети в ФГУ "Центр МИРиТ".
  • - Приемка (ввод в эксплуатацию) законченного строительством РЭС

В настоящее время приемка (ввод в эксплуатацию) РЭС документируется посредством подписания акта КС-14. При этом согласно второму предложению п. 3.7. и п. 5.2. Правил (утвержденных Приказом Минсвязи № 113 от 09.09.2002):

"3.7. В состав приемочной комиссии кроме лиц, включенных заказчиком, входят представители …органа Роскомнадзора.

5.2. В состав приемочной комиссии включаются представители того управления Роскомнадзора, на подведомственной территории которого находится сооружение связи".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из выходов минимизации вышеописанных сроков и рисков является покупка действующего оператора связи с частотными разрешениями. Но здесь возможен вариант, что будут не все разрешения или они будут незаконно выданы, за чем может последовать прекращение их действия (как в случае с ОOО "Скартел" - бренд Yota ). Поэтому необходима грамотная и всесторонняя оценка документации покупаемой фирмы.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (см. п. 12) ст. 2 ФЗ "О связи").

Технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (см. п. 21) ст. 2 ФЗ "О связи").